ДИЗАЙН НА УРОВНЕ
БЛОК 4
УРОК 31
Общение с заказчиками
С навыками, которые должны быть у дизайнера мы разобрались, остается еще одна немаловажная составляющая - общение с заказчиками.

Понятия и сокращения:
Бриф — документ, состоящий из вопросов исполнителя проекта и ответов на них заказчика. Может использоваться в качестве основы для техзадания.

Техзадание (техническое задание или ТЗ) — документ, описывающий суть проекта и максимум его подробностей.

Референс — изображение для демонстрации работы, если требуют показать «реф», нужно показать то изображение, которое бралось за основу.

Дедлайн (от англ. dead и line) — крайний срок сдачи проекта.

ФШ – Adobe Photoshop
Люстра, ИЛ – Adobe Illustrator
ИД – Adobe InDesign
ЯД – Яндекс. Деньги или Yandex.Money
УТП – Уникальное торговое предложение
ЦА – Целевая аудитория
Пример брифа:
Многие заказчики не любят заполнять брифы и начинают от них раздражаться, поэтому скидывать им отдельный документ не всегда хороший вариант. Лучше сначала уточнить, не против ли он заполнить его, если отказывается, то лучше задать вопросы, приведенные ниже, просто в переписке. В целом брифы не всегда нужны, и наиболее актуальны они для логотипов и фирменного стиля, для выполнения любых других макетов достаточно просто подробного ТЗ от заказчика.

Бриф на разработку логотипа и фирменного стиля:

  1. В чем суть бренда/основная идея/миссия/продукта?
  2. Что больше подходит под описание вашего бренда: сдержанный, экспрессивный, романтичный, мужской, волевой, женственный.
  3. УТП продукта
  4. ЦА данного бренда
  5. Ценовая и статусная характеристики вашего продукта
  6. Три основных конкурента. Название и сайт
  7. Какие ощущения у потребителя должно вызвать визуальное оформление? Какой образ и характер бренда должен быть сформирован?
  8. Какие образы и решения, на ваш взгляд, недопустимы для использования и почему?
  9. Название бренда. Языковые версии (кириллица, латиница и т.д.).
  10. Текст для визиток. Адрес, телефон, email, сайт.
  11. Текст для фирменных бланков.
Самые важные вопросы:
Как себя вести с заказчиками?

1) Максимально корректно и вежливо. Стараться писать грамотно. Никаких голосовых сообщений! Нужно уважать собеседника и его личное пространство, голосовое сообщение не всегда может быть удобно прослушать. И, конечно, соблюдать временной режим. Не писать и тем более не звонить после 7-8 вечера.

2) Если заказчик хамит, ведет себя неадекватно, лучше разбежаться на этапе обсуждения заказа. Если вы что-то уже начали делать или взяли предоплату, то вы должны показать себя профессионалом и довести дело до конца либо вернуть предоплату, но сделать для себя вывод: что следующий раз с этим человеком вы работать не будете.

3) Обговаривать все нюансы работы до ее начала. Стоимость, сроки, количество эскизов, конкретно с цифрами. Максимально быстро, недорого, и тд не использовать. Только конкретика, потому что для вас максимально быстро сделать фирменный стиль это неделя, а для заказчика это может быть до завтрашнего утра.

4) При отправке эскизов заказчику, сопровождайте изображения подробным описанием, почему вы сделали это именно так, почему выбрали такую форму, почему эти цвета и т.д. это может помочь избежать дополнительных бесполезных правок.


Что говорить заказчику, если вы понимаете, что он предлагает откровенно плохое решение?

Начинать с фразы "Я бы не советовал это делать так, потому что ..." и тут максимально подробно описать почему это решение плохое, и обязательно в конце предложить свое решение и объяснить, чем это решение лучше.


Что говорить клиенту, когда он предлагает откровенно низкую цену или совершенно неприемлемые сроки выполнения работы?

Объяснить и очень подробно расписать все задачи, которые нужно будет выполнить, чтобы получить тот или иной результат. Сколько это требует усилий, времени, навыков! Чтобы он понимал, что эта работа не стоит копейки, и требует профессионализма.
Да, по началу, вы можете брать заказы за минимальную плату или даже бесплатно, но сильно не увлекайтесь.

Многие фрилансеры сталкиваются с психологической проблемой, они привыкают работать "за опыт" и в последствии боятся брать деньги за свою работу. Тут придется работать с психологическими установками.

Деньги - ответственность. Личная ответственность и чем выше доход, тем большую ответственность вам придется брать на себя и это нормально!

Что говорить неадекватному заказчику?
"Удачи с поиском исполнителя" :)

В следующем уроке мы с вами рассмотрим, где же искать заказы.
И маленькое смешное видео про заказчиков)
Made on
Tilda