ДИЗАЙН НА УРОВНЕ
БЛОК 2
УРОК 22
Допечатная подготовка
В этом уроке мы научимся готовить файлы к печати.

Это очень важный процесс, именно от него зависит, как будет выглядеть готовая печатная продукция.

Но не пугайтесь, это не так сложно, как может показаться на первый взгляд:) Мы рассмотрим простые правила, следуя которым ваши работы будут выглядеть идеально:)
Для чего нужна допечатная подготовка?
Самая главная функция допечатанной подготовки — это подготовить файл к печати таким образом, чтобы в напечатанном виде
он выглядел точно также, как и в задумке дизайнера.
Общие правила
Вне зависимости от программы, в которой создавался макет
1. Края под обрез
Все важные детали (логотип, текст, телефоны, иллюстрации) должны быть расположены на расстоянии 5 мм от краев макета и от линий бига (линия сгиба).

Абсолютно для любого макета, который будет напечатан, необходимо добавлять дополнительные поля, которые обрежутся в процессе производства.

Это значит, что когда вы получаете техническое задание от заказчика (задание на разработку макета с техническими требованиями — размером, разрешением и описанием самой задачи), то в нем должен быть указан размер до обреза и после. Если таких данных нет, то их нужно уточнять дополнительно. Если заказчик будет не понимать, что именно вы от него хотите (да, такое бывает) можно использовать стандартные значения для обреза.

В зависимости от типа макета цифры могут отличаться. Ниже приведены средние значения для того или иного макета.

- Для мелкой продукции (визиток, карманных календарей) допускается расстояние
+3 мм для каждого края.
- Для макетов многостраничных изданий — от 3 до 6 мм; Лучше выбирать максимальное значение. Так шанс ошибиться будет меньше.
- Для макетов билбордов и любых других широкоформатных макетов расстояние может составлять около 2 см.

Также помним о том, что размещать важную информацию (логотипы, адреса, телефоны и любой другой текст) ближе, чем на 5 мм к краю макета не рекомендуется, т.к. эта часть изображения может попасть под рез.

И еще один важный пункт, все изображения — иллюстрации, фоновые картинки, не должны быть в стык с обрезом, они должны продолжаться и идти на вылет.

Ниже вы можете видеть пример, что может произойти с макетом , если фоновое изображение не сделать на вылет.
Почему же так происходит?
Ниже вы можете ознакомиться с процессом резки, он производится на вот таких станках для реза, и к сожалению, машины могут иногда давать погрешности, и именно для того, чтобы получить идеальный макет, необходимо давать дополнительные поля под обрез и не размещать важную информацию рядом с краем макета.
2. Все цвета в макете должны быть в цветовой модели СМYК или Grayscale (черно-белое изображение).
Дополнительные краски в палитре Pantone с указанием конкретного номера.

В полиграфии давольно часто встречается еще одна интересная цветовая модель - Pantone (Pantone Matching System) — палитра цветов, в которой каждому цвету соответствует имя и имеются четкие числовые значения для типографии, для смешения данного цвета.

Этот цвет создается изолированно: краски смешиваются отдельно в нужных пропоциях. Поэтому, этот цвет можно повторить в любой типографии, в любой точке мира, в независимости от условий и печатных машин. Этим часто пользуются крупные компании и печатают свои логотипы именно пантоном. Вы наверное замечали, что цвет Макдональдса абсолютно одинаковый в любом заведении, в которое вы бы не зашли? :)

Данная палитра была разработана американской фирмой Pantone Inc в 1963 году.
Ее используют для элементов в макетах (логотипы и фирменные цвета), в которых очень важна цветопередача.

Как ей пользоваться мы поговорим подробнее в блоке фирменный стиль.
Почему для печати необходима цветовая палитра CMYK
На самом деле все заключается в технологическом процессе.
Детально рассматривать устройство печатных машин мы не будем, но разберемся в основах, чтобы понимать как же они работают :)
1) Сначала производится создание печатных алюминиевых пластин, на каждый из цветов.
На синий, пурпурный, желтый и черный (палитра CMYK), если их наложить друг на друга, то мы получим красивую полноцветную картинку. Это мы с вами уже наблюдали в программах, что любой цвет состоит из 4 составляющих.

Если в вашем макете находится текст черного цвета, то он обязательно должен быть чисто черного цвета, а не составным,
т.е. его числовое значение должно быть С - 0, M - 0, Y - 0, K - 100.

На картинке вы можете видеть две машины, которые используются для их производства, и на картинке справа то, как выглядит готовая алюминиевая форма, которая отвечает за синий цвет.
2) Далее эти формы будут накручены на барабан печатной машины, каждый лист в своей секции, отвечающей за один из 4 цветов.

Ниже вы можете увидеть как выглядит обычная листовая четырехкрасочная печатная машина. На типографиях в основном пользуются именно такими.
С правой стороны находится приемный лоток для бумаги. А слева 4 секции, каждая из них отвечает за свою краску (CMYK = cyan (синий), magenta (пурпурный), yellow (желтый), black (черный)). На каждый барабан устанавливается и закрепляется своя пластина.

И затем белый лист прогоняется через каждую секцию, по очереди, и на выходе мы получаем уже полноцветную картинку.

Ниже вы можете увидеть как происходит процесс печати.
Если печатаются большие тиражи, то чаще всего типография приглашает заказчика и дизайнера на так называемую приладку макета, чтобы заказчик подписал образец и согласился, что результат его устраивает.

Если вам случится участвовать в этом "увлекательном" процессе (надеюсь нет, потому что типография - это производство, где используются токсичные материалы, и по секрету расскажу, что работники, задействованные в полиграфии даже раньше выходят на пенсию), то вам нужно знать следующее:

Когда вам дадут ваш макет на подпись и даже если на первый взгляд все цвета будут совпадать с тем, что было в вашем макете, вы все ровно должны попросить лупу (это нормально, косо никто на вас не посмотрит, наоборот, насторожатся т.к. поймут, что перед ними профессионал), и посмотреть на края текста и элементов макета, в разных местах печатного листа (печатный лист — это не готовый макет, это то, что получается сразу после выхода листа из печатной машины, после его еще ждет постобработка включающая обрез и если необходимо биговку/фальцовку (это сгиб)) вверху, внизу, слева и справа). Если через лупу вы видите четкий край и не один из 4 цветов не выходит за этот край, то макет можно подписывать, но если вы видите, что какой-то из цветов выходит, то смело просите сотрудника типографии переделать т.к. этого быть не должно.

Не совпадение цветов может быть по нескольким причинам:
1. Плохо настроена печатная машина.
2. Либо машина слишком старая и уже не позволяет отпечать макет идеально.

Слева на картинке то, что вы должны видеть под лупой в своем макете, и справа то, что требует перепечатки.
3. Все растровые изображения должны иметь разрешение 300 dpi.

Но есть исключения, к макетам с ниже приведенными размерами могут быть другие требования, если есть сомнения, лучше уточнить у заказчика или напрямую
у типографии:

Размеры макета от А2 до А0 — 150-200dpi
Размеры макета от размера 2х3м и более — 75-150dpi

4. Все шрифты в макете должны быть переведены в кривые (как это сделать мы рассмотрим в следующем уроке), либо должны быть предоставлены вместе с оригинал-макетами.
Выше мы рассмотрели все общие пункты, касающиеся допечатанной подготовки, в следующем уроке рассмотрим как же правильно подготовить макеты в программах Adobe Photoshop, Illustrator и Indesign.
Made on
Tilda