БЛОК 1
УРОК 7
Тень
Тенью так же, как и перспективой, художники пользуются очень давно.

С помощью этого средства в рисунке, живописи и графике можно наиболее убедительно передать форму и объем предметов.

Также свет и тень отлично помогает передать и окружающую среду.
Как построить тень:
Построение тени
Как построить тень:

  1. Определяем источник света
  2. Проводим перпендикуляр от источника света к плоскости, на которой стоит предмет.
  3. От точки на плоскости, куда упирается этот перпендикуляр, проводим лучи в сторону предмета, через углы основания фигуры
  4. От источника света проводим лучи, которые проходят через края предмета.
  5. Отмечаем точками места пересечения лучей на плоскости и лучей от источника света
  6. Соединяем эти точки линией и получаем контур падающей тени
Как источник света влияет на форму тени
Если источник света расположен прямо над предметом сверху, то падающая тень будет либо очень короткой, либо исчезнет совсем.

Чем ниже источник света, тем длиннее будет тень. Замечали какие утром и вечером длинные тени?

    Элементы светотени
    (тень не существует без света):


    1. Бликом называется самая светлая часть, которая является отражением источника света: лампы, солнца и т. д. Блик хорошо заметен на глянцевых (блестящих) поверхностях и практически не виден на матовых.
    2. Свет — как видно из названия, это освещённая часть предмета.
    3. Далее следует промежуточная область между светом и тенью — полутень.
    4. Собственная тень — это самая темная часть предмета.
    5. В конце перечисленных зон будет располагаться рефлекс. Слово «рефлекс» — происходит от лат. reflexus, что означает отражение. Т. е. в нашем случае рефлекс — это отраженный свет в теневой части предмета. Отражается он от всего, что окружает предмет с теневой стороны: от стола, потолка, стен и т.п.. Область рефлекса всегда чуть светлее тени, но темнее полутени.
    6. Падающая тень — это тень отбрасываемая предметом на то, что его окружает, например, на плоскость стола или стены. Чем ближе тень к предмету, от которого она образуется, тем более темной она будет. Чем дальше от предмета — тем она светлее.
      Форма границы между светом и тенью:

      Следующее, на что нужно обратить внимание — это на границу света и тени. На разных предметах она приобретает разную форму. Посмотрите на рисунки шара, цилиндра, куба, вазы, и на рисунок головы человека.


      Следующее, на что нужно обратить внимание — это на границу света и тени. На разных предметах она приобретает разную форму. Посмотрите на рисунки шара, цилиндра, куба, вазы.
        Направленный и рассеянный свет

        На иллюстрации видно, что при яркой подсветке полутень становится уже, и будет выглядеть менее выраженной. Граница между светом и тенью хорошо заметна. А падающая тень имеет четкие края и выглядит более темной.

        При рассеянном свете — все с точностью до наоборот. Полутень шире, тень мягче, а падающая тень не имеет четкого контура — ее граница становится размытой.
          Домашнее задание:
          1. Постойте тени для любых двух фигур, как показано в видео.

          2. Нарисуйте ОТ РУКИ тени для куба с разными источниками света:
          - сверху слева, почти прямо над предметом и сверху справа
          - низко слева, низко за предметом и низко справа за предметом
          - источник света перед предметом, перед предметом слева и справа.

          Cсылку на домашку прикрекрепляем в ячейку с соответствующую уроку.

          Строить не обязательно, тренируйте свой глазомер, рисуйте сами, без помощи вспомогательных линий.
          Made on
          Tilda